Роль полиморфных локусов генов аргинин-вазопрессиновых рецепторов в саморегуляции поведения у психически здоровых индивидов
10.11.2022
Авторы:
Название:
Роль полиморфных локусов генов аргинин-вазопрессиновых рецепторов в саморегуляции поведения у психически здоровых индивидов
Страницы:
272-277
Саморегуляция представляет собой способность контролировать свое поведение, эмоции и мысли для достижения долгосрочных целей. Предполагается, что индивидуальные различия в системе саморегуляции возникают ввиду сложных взаимодействий между средовыми и наследственными факторами, среди которых ключевая роль отводится нарушениям нейромедиаторного обмена в головном мозге, однако генетические механизмы, лежащие в его основе, до сих пор не ясны. Целью данного исследования является оценка основного эффекта полиморфных локусов генов рецепторов аргинин-вазопрессина (AVPR1A (rs1042615 и rs3803107), AVPR1B (rs28632197 и rs33911258)), а также ген-средовых взаимодействий в формировании индивидуальных различий в системе саморегуляции поведения у 692 психически здоровых индивидов с учетом половой и этнической принадлежности. В результате статистического анализа была выявлена ассоциация аллеля rs1042615*A гена AVPR1A с повышенными показателями по шкале моделирования в группе женщин (β = 0,212; r2 = 0,008; P = 0,039) и в этнической группе удмуртов (β = 0,41; r2 = 0,032; P = 0,044), а также ассоциация аллеля rs28632197*A гена AVPR1B с повышенными показателями по шкале программирования в этнической группе татар (β = 0,467; r2 = 0,023; P = 0,022). Кроме того, выявлен модулирующий эффект таких факторов, как «жестокое обращение», «табакокурение», «место рождения (сельская местность)», «состав семьи (неполная семья)» и «порядок рождения (третий ребенок и младше)», в случае ассоциации полиморфных локусов rs1042615, rs3803107, rs28632197 и rs33911258 с индивидуальными различиями в системе саморегуляции поведения (P < 0,05).
- Давыдова Ю.Д., Литвинов С.С., Еникеева Р.Ф., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К. Современные представления о генетике агрессивного поведения // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2018. Т. 22. № 6. С. 716–725. doi:10.18699/VJ18.415 2. Дубровина О.В., Быстрова Н.В. Особенности стиля саморегуляции поведения студентов, склонных к зависимому поведению // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN218.pdf 3. Колесников Е.П. Некоторые аспекты стилевой саморегуляции поведения у студентов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 69–77. 4. Karlsson L.R., Mallard T.T., Barr P.B. et al. Multivariate analysis of 1.5 million people identifies genetic associations with traits related to self-regulation and addiction // Nature Neuroscience. 2021. V. 24. № 10. P. 1367–1376. doi:10.1038/s41593-021-00908-3 5. Kazantseva A., Davydova Yu., Enikeeva R., Lobaskova M., Mustafin R., Malykh S., Takhirova Z., Khusnutdinova E. AVPR1A main effect and OXTR-by-environment interplay in individual differences in depression level // Heliyon. 2020. V. 6(10):e05240. doi:10.1016/j.heliyon.2020.e05240 6. Plomin R., Kovas Y., Haworth C.M.A. Generalist genes: genetic links between brain, mind, and education // Mind, brain and education: The official journal of the International Mind, Brain, and Education Society. 2007. V. 1. № 1. P. 11–19. doi:10.1111/j.1751-228X.2007.00002.x