Липопептиды эндофитов и фитоиммунитет: перспективы практического использования

19.11.2018
Максимов И.В. , Черепанова Е.А.
Липопептиды эндофитов и фитоиммунитет: перспективы практического использования

В сообщении обсуждаются механизмы регуляции иммунных процессов в растениях с участием стимулирующих рост растений эндофитных штаммов бактерий. Обсуждаются механизмы влияния липопептидов, секретируемых бактериями-эндосимбионтами растений на защитные сигнальные пути растений. Развитие механизма прайминга в тканях растений под влиянием липопептидов бактерий в связке с их прямыми противомикробными свойствами позволяют использовать активные штаммы для создания современных биопрепаратов для защиты растений от вредных организмов и стимулирования продуктивных свойств.
высокую токсичность для высших организмов (Bassil et al, 2007). Этих проблем можно избежать путем создания средств защиты растений (СЗР), индуцирующих фитоиммунитет (Yakhin et al., 2017), а также на основе технологий РНК-интерференции и активного геномного редактирования (Ji et al., 2015; Zhang et al., 2016). Другим подходом к защите растений может быть подбор штаммов микроорганизмов, характеризующихся антагонизмом к вредным организмам и вызывающим у них болезни. Уникальной составляющей биологических СЗР могут стать эндофиты - микроорганизмы, определяемые как «способные жить в тканях растений, не вызывая у них болезней» (Compant et al., 2016; Cocq et al., 2017). Создание таких СЗР позволяет в перспективе снизить число фитозащитных мероприятий. Yang (2013) показал, что обработка хлопчатника композицией штаммов Paenibacillus xylanilyticus, Paenibacillus polymyxa и Bacillus subtilis была более эффективна против патогена Verticillium dahliae, чем их действие по отдельности. Хороший результат также дала обработка растений банана композицией штаммов P. fluorescens Pf1, Bacillus sp. EPB10 и Bacillus sp. EPB56, снижающая пораженность грибом F. oxysporum на 18,5% (Kavino et. al., 2016).
К сожалению, на рынке CЗР число препаратов на основе эндофитных штаммов ограничено и используются они не достаточно широко, особенно в России (Михайликова, Стребкова, 2015). Так, фитозащитные свойства доказаны для штамма B.subtilis 26Д основы препарата Фитоспорин-М (Башинком, Россия), для Bacillus amyloliquefaciens FSB-24 - RhizoPlus (AbiTep GmbH, ФРГ) и Taegro (Novozyme, Дания), B.amyloliquefaciens IN937a - BioYield® (Gustafson, США), B.pumulus QST 2808 - Ballad+ (AgraQuest Inc., USA). Некоторые производители для усиления фитозащитных свойств биопрепаратов используют смеси бактериальных штаммов: B.subtilis GB03, B.lichenoformis and B. megaterium – в препарате Companion (Growth Products Ltd, США)); B.nigrum 132, B. subtilis MBI600 и Bradyrhizobium japonicum – в препаратах Бактрил (Биофарматек, Россия), SPHiStick N/T, Sublitex, Pro-Mix (Becker Underwood, США и Premier Horticulture Inc., Канада) (Maksimov, Khairullin, 2016).
Эндофиты производят широкий спектр биологически активных молекул, таких, как сидерофоры, биосурфактанты, цианистый водород, гидролазы, повышающих их конкуренцию с патогенами ради подходящей ниши для колонизации. Как только учѐные обнаружили, что ряд бактерий, в том числе B. subtilis, способны синтезировать поверхностно-активные вещества (биосурфактанты), они стали активно исследовать их природу. Так был открыт новый класс биологически активных молекул – липопептиды, представляющие собой циклические низкомолекулярные соединения пептидной природы с жирнокислотным компонентом. В 1949 году впервые был детально описан липопептид полимиксин А из Bacillus polymyxa (Jones, 1949). Jones в том же году показал как наиболее эффективный продуцент биосурфактантов штамм B.subtilis IAM1213 (Baindara, Korpole, 2016). С тех пор многие исследователи начали детально изучать липопептиды, выделяя их и из других штаммов рода Bacillus, а также актиномицетов и грибов. Преимущество эндофитных штаммов бактерий, способных к синтезу липопептидов, перед синтетическими аналогами состоит в том, что такие препараты быстро биодеградируют, экологически безопасны, высокостабильны в широком диапазоне рН и температуры. Это обусловливает перспективность их применения в медицине, сельском хозяйстве, нефтехимии и рекультивации земель (Rodrigues et al., 2006).
Молекулы известных липопептидов содержат от 4 до 16 аминокислотных остатков; пептидные цепи линейные, циклические или смешанного строения. Аминокислотные остатки имеют L- или D-конфигурацию (Ongena et al., 2005). В зависимости от аминокислотной последовательности и ответвлений жирных кислот, липопептиды принято подразделять на три класса: 1) итурины (итурин А, микосубтилин и бацилломицин); 2) фенгицины (в том числе плипастатин); 3) сурфактины. Липопептиды обладают определенной антибиотической избирательностью. Так, если сурфактин характеризуется главным образом антибактериальными и противовирусными свойствами, то итурин и фенгицин - антифунгальной (Falardeau et al., 2013; Jasim et al., 2016). Исследователями отмечается подавление развития гриба Fusarium oxysporum бактериями B.subtilis GM5, обусловленное присутствием липопептидов – сурфактина и фенгицина - на стадиях прорастания спор, формирования ростковых трубок и ветвления гиф, аномальное их развитие (Mardanova et al., 2017). Есть работы, свидетельствующие об усилении антифунгальной активности при синергичном влиянии фенгицина и микосубтилина (Mihalache et al., 2017).
Липопептиды эндофитов и фитоиммунитет
59
Антибиотические способности липопептидов связывают с их способностью образовывать в водных средах мицеллы и мембранотропными свойствами этих амфифильных молекул, вызывающими нарушение нормального функционирования мембран вследствие их интеграции в липидный бислой и формированием в мембранах пор (Aranda et al. 2005; Falardeau et al., 2013), но есть данные о том, что они могут активировать экспрессию некоторых защитных генов в крайне низких концентрациях. Так, фенгицины в культуре растительных клеток индуцировали компоненты фенилпропаноидного пути (Dixon et al., 2002), а сурфактины активную генерацию перекиси водорода (Garcia-Gutierrez et al., 2013) и ряд компонентов оксилипиновой сигнальной защитной системы от патогенов (Cawoy et al., 2015; Rahman et al., 2016). Штаммы B.subtilis, продуцирующие итурин и фенгицин, кроме того индуцировали в растениях экспрессию генов фенилпропаноидного метаболизма, запуская механизмы СИУ, например, против некротрофов (Falardeau et al., 2013), а сурфактин вызывал зависимое от ионов Са2+ подщелачивание среды и накопление активных форм кислорода (АФК). Эти данные предполагают, что путь системной приобретѐнной устойчивости (СПУ), связанный с генерацией АФК и запускающийся салициловой кислотой, также может быть вовлечен в механизмы индукции защитной системы, опосредованный липопептидами. Штамм B.subtilis 168 – продуцент сурфактина и фенгицина усиливал устойчивость растений томатов и фасоли к B. cinerea, посредством активации ферментов липоксигеназного пути (Ongena et al., 2010), ответственных за синтез важной молекулы, регулирующей СИУ - жасмоновой кислоты (ЖК) Сурфактин индуцироваловал СИУ в растениях фасоли, дыни, томата, табака и винограда, тогда как фенгицин - защитный ответ у картофеля, томатов и табака (Farace et al., 2015). Обработка корней томатов массетолидом А из P.fluorescens повышала устойчивость листьев растений к оомицету Phytophthora infestans (Tran et al., 2007). Штамм B.amyloliquefaciens, продуцирующий сурфактин, индуцировал СИУ в растениях рапса против Botrytis cinerea (Sarosh et al. 2009), также, как и B.amyloliquefaciens FZB42 индуцировал СИУ в растениях латука против R.solani через ЖК/этилен-зависимый сигнальный защитный путь индукции экспрессии гена PDF 1.2 (Chowdhury et al., 2015). Обнаружено, что микосубтилин запускает защитные реакции у растений винограда (Farace et al., 2015). Вместе с тем, рекомбинантные штаммы B.amyloliquefaciens FZB42, дефицитные по синтезу сурфактина (CH1), а также по синтезу сурфактина, фенгицина и бацилломицина Д (CH5) теряли способность повышать устойчивость растений салата к ризоктониозу (Chowdhury et al., 2015). Показано, что штамм B.subtilis BBG111 индуцирует СИУ к R.solani в ризосфере риса, по меньшей мере, благодаря секреции фенгицина и сурфактина, тем самым вызывая реакцию сверхчувствительности и гибель клеток, причем иммунные реакции развиваются по ЖК/этилен-, АБК- и ауксин-зависимым сигнальным путям, что блокирует рост и развитие патогена на ранней стадии патогенеза (Chandler et al., 2015).
Будущие исследования должны обеспечить дополнительное понимание тонких механизмов, с помощью которых липопептиды взаимодействуют с клетками растений, дополнительно поясняя дифференциальную их эффективность. Так, использование геномного шаффлинга Zhang с сотрудниками (2016) позволил получить штамм эндофитной бактерии B. amyloliquefaciens FMB72. синтезирующий в 8,3 раз больше фенгицина, чем исходный штамм B. amyloliquefaciens ES-2-4, выделенный из шлемника S. baicalensis Georgi. Штамм обладал высокой биоцидной активностью против патогенов.
Вызываемая эндофитами СИУ сохраняется в растениях долгое время и эффективно работает против патогенов даже в условиях хранения (Максимов и др., 2011). Он проявляется в каскадном раннем, быстром и многократном накоплении уровня АФК, в том числе и Н2О2, после начала инфицирования и запуске экспрессии редокс-чувствительных транскрипционных факторов и генов PR-белков, а также регулирует взаимодействие СК, ЖК и этиленового сигнальных путей. Так, ризобактерия P. putida LSW17S индуцировала быстрое накопление транскриптов PR-генов и продукцию Н2О2 в растениях томата, инфицированных P.syringae pv. tomato DC3000, что ингибировало развитие патогена (Ahn et al., 2011). Снижение степени развития гриба Rhizopus stolonifer на плодах персика, обработанных B. cereus AR156 и B. subtilis SM21, было связано с генерацией Н2О2, увеличением экспрессии генов хитиназы, β-1,3-глюканазы и фенилаланинаммоний-лиазы и активностью их белковых продуктов (Wang et al., 2013). Штаммы B.subtilis BSCBE4 и P.chlororaphis PA23 активировали пероксидазы и полифенолоксидазы, катализирующе завершающие реакции биосинтеза лигнина, в проростках перца, инфицированных Pythium aphanidermatum (Nakkeeran et al., 2006).
При развитии СИУ, индуцированной эндофитными бактериями, генерация АФК в растениях может играть критическую роль в формировании эффекта прайминга. Феномен
Липопептиды эндофитов и фитоиммунитет
60
праймирования генома хозяина под влиянием бактериальных агентов заключается в приобретении растительными клетками повышенной чувствительности к воздействию чужеродных веществ и характеризуется более быстрой и сильной активацией клеточных механизмов защиты растения при атаке патогенами или насекомыми и может длиться довольно долго, что приводит к повышению устойчивости растений. Выдвигаются предположения, что такое праймирование под влиянием бактерий связано с изменением статуса метилирования ДНК в геноме растений (Da et al., 2012).
Таким образом, поиск высокоэффективных эндофитных штаммов, перенос «полезных» генов в них из других хозяйственно значимых видов бактерий, а также конструирование их эффективных консорциумов способствует созданию на их основе биопрепаратов нового поколения для комплексной защиты растений от и патогенов и вредителей. Способность эндофиов продуцировать фунги- и инсекто-токсичные белки, праймировать фитоиммунные реакции и долговременно сосуществовать в тканях растений может способствовать уходу от использования в растениеводстве трансгенных растений, продуцирующих соответствующие белки.
Работа выполнена в рамках научного проекта РФФИ № 17-29-08014 (2018).