ИММУНОЛОКАЛИЗАЦИЯ ЛИПИД-ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ БЕЛКОВ В РАСТЕНИЯХ ГОРОХА В НОРМЕ И ПРИ ЗАСОЛЕНИИ

Ахиярова Г.Р. , Финкина Е.И. , Овчинникова Т.В. , Веселов С.Ю. , Кудоярова Г.Р.

Иммуногистохимическое окрашивание срезов корня растений гороха с помощью специфических антител к липид-транспортирующим белкам (ЛТБ) выявило их присутствие по периметру клеток, расположенных преимущественно в зоне флоэмы. Добавление хлорида натрия в прикорневую среду растений до концентрации 50 мМ приводило к повышению уровня ЛТБ в области флоэмы. Гистохимическое окрашивание срезов на суберин с помощью судана обнаружило ускорение формирования поясков Каспари в области эндодермы под влиянием засоления, что соответствовало повышенному уровню окрашивания на ЛТБ. Эти данные подтверждают гипотезу об участии ЛТБ гороха в отложении суберина. Засоление вызывало повышение иммуноокрашивания на АБК клеток корня. Однако, распределение данного гормона отличалось от локализации ЛТБ в корнях. Следовательно, это не могло подтвердить предположение о прямом влиянии АБК на накопление ЛТБ в клетках корня гороха при засолении. Обсуждается разнообразие предполагаемых функций ЛТБ в растениях.
Введение
Липиды играют важную роль в жизни растений, участвуя в формировании мембран, клеточной дифференцировке, передаче внутриклеточных сигналов и сигналов между клетками, образуя непроницаемые для воды и термоизолирующие покровы, обеспечивающие защиту растений от неблагоприятных воздействий, выполняя запасающую и энергетическую функции. Белки, участвующие во внутриклеточном и внеклеточном транспорте липидов, обеспечивают их доставку к месту назначения [Финкина и др. (Finkina et al.), 2016]. Липид-транспортирующие белки (ЛТБ) – сравнительно недавно открытый класс белков, который привлек к себе пристальное внимание исследователей [Abdelkader, Mazliak, 1970; Tsuboi et al., 1992; Kader, 1996]. Характерной особенностью пространственной структуры этих белков является наличие впадины, устланной боковыми радикалами гидрофобных аминокислотных остатков [Simorre et al., 1991; Samuel et al., 2002; Cheng et al., 2004; Hoh et al., 2005]. Ее присутствие обеспечивает продемонстрированную in vitro способность ЛТБ образовывать комплексы с жирными кислотами и липидами и осуществлять их перенос между природными и искусственными мембранами [Tassin et al., 1998; Cheng et al., 2004; Pato et al., 2001]. Считается, что благодаря этому свойству данные белки участвуют в транспорте и метаболизме липидов [Cameron et al., 2006; Lee et al., 2009], а также в формировании гидрофобных слоев кутина и суберина [Douliez et al., 2000; Edstam, Edqvist, 2014], образующих непроницаемые для воды барьеры (например, пояски Каспари). Однако прямые доказательства этого предположения не были получены. Увеличение экспрессии генов ЛТБ происходит в условиях воздействия на растение различных неблагоприятных факторов, в связи с чем, данные белки относят к системе защиты растений от стресса [см. обзор Финкина и др., 2016 и ссылки в нем (see review Finkina et al., 2016 and references inside)].
Ранее в горохе были обнаружены три ЛТБ, названные Ps-LTP1-3. Было показано, что гены, кодирующие данные белки, дифференциально экспрессируются в различных частях растения, но в корнях присутствуют транскрипты всех трех изоформ Ps-LTP. В экспериментах по исследованию способности Ps-LTP1 связывать гидрофобные лиганды было показано, что данный белок наиболее эффективно связывает лизофосфолипиды с ацильными радикалами С16 и ненасыщенные жирные кислоты с длиной цепи С16 и С18, содержащие различное число двойных связей, и возможно принимает участие в биосинтезе кутина и суберина [Bogdanov et al., 2016]. В данной работе мы применили иммуногистохимический подход с использованием полученных ранее [Bogdanov et al., 2015] специфичных к ЛТБ антител для выявления тканевой локализации белков данного класса, как в норме, так и в условиях солевого стресса и установления их возможных функций в корнях гороха.
Материалы и методы
Семена гороха посевного Pisum sativum сорта Сахарный 2 замачивали в воде в течение суток, после чего оборачивали влажной марлей для прорастания. Трехсуточные проростки гороха пересаживали на плотики, помещали в поддоны с водопроводной водой и выставляли на светоплощадку с 14-часовом фотопериодом, освещенностью 400-500 мкмоль м-2с-1 ФАР (лампы ZN-500 и DNAT-400) и температурой 24/18°С (день/ночь). В возрасте 4 суток часть проростков переносили в поддоны с водопроводной водой, содержащей 50 мМ хлорида натрия. Замену растворов проводили ежедневно.
Фиксацию корней для изучения иммуногистохимической локализации ЛТБ и абсцизовой кислоты (АБК) производили через 1 и 7 суток после введения хлорида натрия в прикорневую среду. Для этого брали кусочки тканей корня из его центральной (середина корня) и базальной частей. Сегменты корня длиной 5 мм фиксировали в течение 12 ч в растворе 4% карбодиимида (Sigma, Германия), приготовленном на 0,1 М фосфатном буфере (рН 7.2-7.4). Карбодиимид не только фиксировал белки, но и осуществлял конъюгирование АБК с белками тканей [Ахиярова и др. (Akhiyarova et al.), 2006; Веселов (Veselov), 1998]. Затем ткани корня на 12 ч помещали в смесь 4% параформальдегида (Riedel de Haen, Германия) и 0.1% глютаральдегида (Sigma, Германия). После фиксации растительные ткани отмывали в течение 1 ч в фосфатном буфере (рН 7.2-7.4) и последовательно выдерживали по 30 минут в разведениях этанола для их дегидратации. Кусочки корней заливали в смолу JB4 (Electron Microscopy Sciences, США). Гистологические срезы толщиной 1.5 мкм получали с помощью ротационного микротома (HM 325, MICROM Laborgerate, Германия). Перед нанесением иммунной сыворотки срезы в течение 30 минут инкубировали при комнатной температуре в 0.1 М фосфатном буфере (по 50 мкл на каждый срез), содержащем 0.2% желатина и 0.05% Твина-20. Далее на часть срезов наносили кроличью сыворотку, содержащую поликлональные IgG антитела к ЛТБ чечевицы Lc-LTP2, перекрестно реагирующие с ЛТБ гороха (Ps-LTP1) (разведение 1:200) или — сыворотку кроликов, иммунизированных АБК (разведение 1:80). Другие срезы служили в качестве иммунологического контроля, для чего их обрабатывали неиммунной сывороткой кролика. После трехкратной промывки в растворе ФТ (0.05% Твин-20 в 0.1 М фосфатном буфере) на срезы наносили вторичные козьи антивидовые антитела к IgG кролика, меченные коллоидным золотом (Aurion, США), в разведении 1:40. Детекцию связавшихся антител проводили, нанося на срезы серебряный усилитель (Aurion, США), и наблюдали за появлением характерного почернения тканей в световой микроскоп. После этого серебро удаляли ополаскиванием стекол в деионизированной воде. Съемку полученных препаратов проводили с помощью цифровой камеры AxioCam Mrc5 (Carl Zeiss, Германия).
Суберин в тканях корня окрашивали спиртовым суданом III (Sigma, Германия) [Фурст (Furst), 1979]. Суберинизированные ткани окрашивались в темно-оранжевый цвет.
Результаты и обсуждение
Иммуногистохимическое исследование срезов корней контрольных растений гороха (без воздействия засоления) с помощью сыворотки, содержащей поликлональные анти-ЛТБ антитела класса IgG, показало усиление окрашивания преимущественно по периметру клеток. В связи с тем, что ЛТБ гороха, как и другие представители данного класса белков, синтезируются в виде предшественников с сигнальными N-концевыми пептидами [Bogdanov et al., 2016], это могло свидетельствовать об их локализации в апопласте (рис. 1).
Рис. 1. Иммунолокализация ЛТБ на срезах центральной (а, в) и базальной (б, г) части корня 7-дневных контрольных растений гороха. Срезы а и б покрашены с помощью специфической сыворотки, содержащей анти-ЛТБ антитела, срезы в и г – сывороткой неиммунизированного кролика: к – кора;
цц – центральный цилиндр; кс – ксилемные сосуды; пф – предполагаемая флоэма.
Fig. 1. Immunohistochemical staining of LTPs on cross sections of roots from central (a, c) and basal (b, d) zones of 7-days pea control plants. (a) and (b) sections were incubated by anti-LTP antibody, (c) and (d) - by non-immune serum.
к – cortex, цц – central cylinder, кс – xylem, пф – phloem.Наблюдаемое окрашивание проявлялось на срезах корней как в центральной (рис. 1а), так и в базальной (рис. 1б) части. Специфичность метода подтверждалась отсутствием окрашивания при обработке срезов контрольной (неиммунной) сывороткой (рис. 1в и г). По краю центрального цилиндра между радиальными рядами клеток ксилемы интенсивность окрашивания на ЛТБ была повышена в рядах, образующих дуги клеток. Количество рядов таких клеток было больше на поперечном срезе базальной части корня, по сравнению со срезом центральной части. Такое расположение и форма рядов клеток, окрашивающихся анти-ЛТБ антителами, характерны для флоэмных клеток. Недавно появившиеся литературные данные свидетельствуют о возможности транспорта липидных молекул по флоэме и участия в этом белков различных классов, связывающих гидрофобные лиганды, в том числе гомологов Bet v 1 [Guelette et al., 2012] и ЛТБ [Carella et al., 2016]. Более того, показано, что ЛТБ могут менять свою локализацию. Например, Ha-AP10 подсолнечника Helianthus annuusoccurs в семенах находится в апопласте, но при прорастании последних проникает внутрь клеток. Таким образом, выявленное нами повышенное окрашивание в области флоэмы указывает на возможную роль ЛТБ в транспорте липидных молекул по флоэме или разгрузке флоэмы и доставке липидов из сока флоэмы к месту назначения. Так как ЛТБ гороха связывают жирные кислоты, являющиеся предшественниками суберина, а флоэма расположена близко к месту формирования поясков Каспари, выявленные нами особенности локализации ЛТБ свидетельствуют в пользу их возможного участия в отложении суберина.
Известно, что засоление ускоряет отложение суберина и формирование поясков Каспари [Perumalla, Peterson, 1986]. Гистохимическое окрашивание на суберин с помощью судана выявило формирование поясков Каспари в области эндодермы (граница между центральным цилиндром и корой – четкая линия по окружности ряда эндодермальных клеток) (рис. 2) в корнях под действием засоления (эта линия не заметна на срезе корней контрольных растений).
Рис. 2. Влияние засоления (50мМ NaCI) на окрашивание суданом поперечных срезов корней гороха:
а — контроль; б - засоление. Стрелками отмечено окрашивание суберина в слое эндодермы.
Fig. 2. Cross sections of pea roots stained with Sudan III in control conditions (a) and under salinity (b).
Suberin was stained in endoderma (arrows).
В наших экспериментах через сутки после добавления хлорида натрия в прикорневую среду не было обнаружено различий в окрашивании клеток поперечных срезов корней с помощью сыворотки с анти-ЛТБ антителами (рис. 3). Однако, воздействие недельного засоления на растения гороха приводило к заметному увеличению иммунного окрашивания клеток на поперечных срезах корня в его центральной и базальной части (рис. 4). Увеличение интенсивности окрашивания срезов анти-ЛТБ антителами при засолении в предполагаемой области локализации флоэмы, прилегающей к пояскам Каспари, согласовалось с возможным  участием ЛТБ в отложении суберина в области эндодермы в условиях солевого стресса.
Известно, что АБК участвует в защитном ответе растений на разные виды стресса, и, в частности, накапливается в тканях растения при засолении [Veselov et al., 2008]. Защитное действие данного гормона обусловлено повышением уровня экспрессии генов белков, связанных с патогенезом (Pathogenesis Related Proteins или PR-белков), в том числе ЛТБ [Kim et al., 2006]. Окрашивание срезов корней гороха анти-АБК антителами выявило увеличение содержания АБК в клетках растения при засолении (рис.5). Через сутки этот эффект проявлялся в отдельных клетках коры и центрального цилиндра, а через неделю после начала действия засоления окрашивание на АБК было выше практически по всех тканях поперечного среза корней по сравнению с контролем, особенно в зоне экзодермы.
Рис. 3. Иммунолокализация ЛТБ на срезах контрольных растений гороха (а, в) и через сутки (б, г) после начала засоления. Срезы а и б — центральная часть корня, срезы в и г – базальная часть корня.
Fig. 3. Immunohistochemical staining of LTPs on cross sections of control pea roots (a, c) and in a day (b, d) after salt adding (50 mM NaCl) from central (a, b) and basal (c, d) zones.
Рис. 4. Иммунолокализация ЛТБ на срезах контрольных растений (а, в) и на 7-ые сутки (б, г) после начала засоления. Срезы а и б — центральная часть корня, срезы в и г – базальная часть корня.
Fig. 4. Immunohistochemical staining of LTPs on cross sections of control pea roots (a, c) and in 7 days (b, d) after salt adding (50 mM NaCl) from central (a, b) and basal (c, d) zones.
Рис. 5. Иммунолокализация АБК на срезах корней 7- (а, б) и 14-дневных (в, г) растений гороха, которые росли на среде без соли (а, в); 1 сутки (б) или 7 суток (г) на среде с добавлением 50 мМ NaCl. Все срезы покрашены с помощью специфической сыворотки, содержащей анти-АБК антитела.
Fig. 5. Immunohistochemical staining of ABA on root cross sections of 7-days (a, b) and 14-days (c, d) pea plants. Control (a, c) conditions, in 1-day (b) and in 7 days (d) after salt adding (50 mM NaCl).
All sections were incubated by anti-ABA antibody.
Повышенный уровень интенсивности окрашивания срезов на АБК в области экзодермы на фоне засоления указывает на то, что этот гормон может стимулировать отложение суберина и формирование экзодермальных поясков Каспари. В тоже время такое тканевое распределение гормона, скорее всего, является следствием множественности процессов, регулируемых АБК, и не может напрямую свидетельствовать о его влиянии на накопление ЛТБ в клетках корня гороха при засолении.
Таким образом, нами выявлено, что ЛТБ гороха присутствуют в корнях растений и локализуются в клетках флоэмы. Накопление ЛТБ в ткани флоэмы происходит в условиях солевого стресса и свидетельствует об участии данных белков, связывающих предшественники суберина, в формировании непроницаемого для воды барьера в виде поясков Каспари.